Контент / Дороги / Платные дороги в Европе - АВТОТУРИСТ - путешествия на автомобилях, мотоциклах, кемперах

Платные дороги в Европе

Информация, необходимая при планировании автопутешествия по Европе
Дaтa 26.03.2009
Автор: admin список авторов
категория АВТОТУРИЗМ > Дороги
просмотров: 1268

В мире насчитывается более 25 миллионов километров дорог и из них около 150 тысяч километров являются платными. За комфортное и максимально безопасное путешествие по дорогам со скоростью более 100 км/ч автовладельцы платят более чем в 30 странах мира. В развитых странах плату берут только за проезд по скоростным автомагистралям. Практика платных дорог в мире существует уже давно: платные дороги, мосты, туннели, путепроводы и эстакады На сегодняшний день в Западной Европе сложилась достаточно плотная сеть платных дорог, и начался процесс интеграции платных дорог в единую сеть. Для координации и управления сетью создана Европейская ассоциация платных дорог, объединяющая 17 стран Европы и управляющая более чем 23 тысячами километров платных автомагистралей. Ежегодно километраж платных дорог в разных странах постоянно увеличивается. На сегодняшний день больше всего платных дорог находится:
  • в Хорватии - 3,33% от общего числа дорог страны.
  • В Сербии – 2,71%,
  • в Швейцарии – 2,68%,
  • в Италии – 1,16%,
  • в Словакии – 1%.
  • Менее 1% от общего числа дорог платные автострады имеют Франция (0,83%),
  • Греция и Белоруссия по 0,74%,
  • Чехия, Испания и Норвегия – 0,63%.
  • Менее 0,2% платных дорог существуют в Турции, Венгрии, Ирландии, Австрии и Польше.
  • В Великобритании на 372 тысячи километров всего лишь 43 километра являются платными, что составляет 0,01%. В этой стране платными являются несколько туннелей, а первой платной трассой стала дорога, проходящая в центральной части Англии между Вулвергемптоном и Бирмингемом. Стоимость проезда для легкового автомобиля в дневное время составляет 2,5 фунта, а ночью – 1,5 фунта.
На всех платных дорогах обязательно стоит указатель со специальным международным символом скоростных автомагистралей. По-английски он называется Motorway, по-французски - Autoroute, по-немецки - Autobahn, по-итальянски- Autostrada, а по-испански – Autopista. Тарифы на проезд отличаются и зависят от массы и типа транспорта. Европейской ассоциацией разработано пять тарифных групп. В принципе, схема оплаты дорог практически одинакова, но есть и свои отличительные особенности. Например, в Испании, Франции и Италии – основных участников интегрированной сети - действует покилометровая оплата. Для легковых машин это примерно составляет $0,07 за километр. В Швейцарии, Чехии и Словакии принято производить годовой сбор. В Швейцарии сумма годового абонемента за пользование сетью платных дорог будет $30 или 40 швейцарских франков, в Чехии - $15 или 400 чешских крон, в Словакии - $7 или 200 словацких крон. В Австрии годовой абонемент стоит 72 евро, а в Венгрии – 150 евро. Заплатив один раз в год можно пользоваться автомагистралями всей страны, сколько душа пожелает. Кстати, в Швейцарии на дорогах существуют также сборы за пересечение перевалов на железнодорожной платформе. Самой совершенной системой оплаты дорог считается австрийская система. Там продается право пользования платными автодорогами десятидневного срока действия, что, несомненно, очень экономно для туристов.
Как правило, рядом со скоростными автомагистралями всегда находятся бесплатные, альтернативные дороги, но в объезд населенных пунктов. Межрегиональный, пассажирский и грузовой транзит обязательно проходят по платным трассам. Развязки платных дорог устроены таким образом, что въехать или покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт) просто невозможно. КПП – это достаточно широкий участок дороги, на котором расположено множество турникетов. Часть их них предназначены для легкового автотранспорта, часть - для грузового и остальные турникеты - для проезда по специальным картам. Собственно, сам процесс въезда занимает не более 10-15 секунд. Водитель, подъехав к турникету и не выходя из машины, из окна нажимает на кнопку турникета, после чего автомат выдает магнитную карточку и шлагбаум поднимается. При выезде с трассы кассир считывает с магнитной карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает плату. О подобных КПП извещают указатели. Во Франции они называются "Peage", а в Италии - "Alt Stazione".
В странах, где взимается годовой сбор, подтверждением оплаты служат этикетки, наклеенные на внутренней поверхности лобового стекла. Они распространяются в приграничных пунктах обмена валют и называются либо стикерами (по англ. sticker), либо виньетами (по франц. vignette). Причем, этикетку необходимо покупать на каждый конкретный автомобиль: переклеивать с одной машины на другую, во-первых, не принято, а во-вторых, практически невозможно из-за специально сделанных разрезов, которые при попытке отдирания от стекла обязательно порвутся. Без этикетки обойтись возможно, например, в Чехии и Словакии. Из-за немногочисленности автомагистралей и сложности некоторых участков дорог, местные блюстители порядка зачастую закрывают глаза на отсутствие стикера, который стоит 200 крон на 7 дней, и не штрафуют. Интересно, что наклейку необходимо оплачивать местными денежными знаками. Евро не берут. А вот в Сербии оплату можно произвести в любой валюте, разумеется, с пересчетом по точному курсу. И напротив, Черногория предпочитает брать только наличные евро. В Косово же дороги бесплатные, но на въезде надо заплатить 60 евро.
В Австрии и Швейцарии, где огромное количество автобанов, обходной бесплатный путь найти практически невозможно и отсутствие стикера карается внушительным штрафом, тем более что покупка наклейки в Австрии на 7 дней обойдется всего лишь в 8 евро. Самыми дорогими являются платные автодороги Франции, где средняя стоимость проезда исчисляется 0,12 евро за километр. Проезд маршрутом Реймс-Шамони, длина которого составляет 623 километра, обойдется в 47 евро. Мзду за использование автобана в Германии взимают только с грузовых машин, которая в среднем составляет 0,15 евро за километр. Для легковушек проезд по магистралям бесплатный. В Норвегии платный проезд существует при въезде в Осло и другие крупные города. Большие туннели и автострады почти все платные. Если путь лежит к Осло со стороны Гётеборга, то плата будет 2 раза по 20 крон. Если же маршрут продлевается дальше на Kristiansand, то платить еще придется неоднократно.
Как уже отмечалось, в Словакии оплата проезда подтверждается наличием на лобовом стекле автомобиля наклейки, которую можно купить на любой заправке. Причем, вторая часть этикетки должна быть сохранена. Семидневная поездка по Словакии оценивается в 150 крон или 150 рублей или 4 евро. Также есть возможность объезда платной части дороги. Но надо быть готовым, мягко говоря, к неудовлетворительному состоянию дороги и существует вероятность случайного въезда на платную дорогу, не заметив указатель платной дороги, что грозит штрафом. Путешествуя из Словакии до Будапешта, никакая плата не нужна, а из Будапешта в Австрию необходимо приобрести стикер за 7 евро на неделю. В Польше проезд по магистралям на легковых автомобилях будет бесплатным, а вот путь из Варшавы в сторону Берлина обойдется в 10 евро.
В Италии протяженность платных дорог исчисляется 5600 километрами. Оплата производится непосредственно на магистралях в специализированных пунктах оплат. Обходится это примерно в 4 евро каждые 100 километров пробега. При выезде с автобана необходимо проявить внимательность: есть турникеты, которые принимают только кредитные карточки и турникеты, реагирующие на специальный пейджер. Опытные водители советуют выбирать ворота, на которых изображены монетки: около 200 километров можно сэкономить, проехав проселками. На более длительное расстояние «петляние» очень утомительно. Уж лучше не пожалеть 5 – 6 евро.
В Испании оплата также происходит на магистралях в пунктах оплат и стоит в среднем 3 евро на каждые 100 километров. В Испании платными являются только скоростные дороги, которые также можно объехать. Но бесплатные дороги достаточно плохи. Относительно узкие по ширине, они проходят через многочисленные прибрежные городки с неизменными пробками. И поэтому скорость движения не будет превышать 70 км/ч.
В Норвегии власти применяют мудрый подход к автомобилистам. Оплата также производится в специализированных пунктах, но если денег нет, то выдается чек, который нужно будет оплатить на заправке ESSO в следующий раз. В Швеции и Дании проезд по магистралям бесплатный. Исключением является только мост Оресунд протяженностью 7,8 километра, стоимость проезда обойдется в 32 евро.
Бесплатно можно прокатиться по Украине, Эстонии, Латвии, Литве и Финляндии. Транзит по Белоруссии для россиян в течение суток обойдется в 4 евро, а если придется задержаться дольше, то это оценят в 12 евро.
Ну, и самая немудреная ситуация в Албании. Там магистраль одна и совершенно бесплатная.
Общая сумма на оплату проезда по европейским дорогам обычно составляет не более 3% от всех расходов.


Источник: http://mosintour.ru/default.asp?Id=968