Контент / ОТЧЕТЫ / Москва-Байкал-Москва, июль 2007 - АВТОТУРИСТ - путешествия на автомобилях, мотоциклах, кемперах

Москва-Байкал-Москва, июль 2007

Дaтa 31.01.2008
Автор: ?subject=Re: Москва-Байкал-Москва, июль 2007 список авторов
категория ОТЧЕТЫ

Москва-Байкал-Москва, июль 2007
Прислал(а): Ecstatica (2007-12-22 16:18:02)



Где-то багульник на сопках цветёт,
Кедры вонзаются в небо...
Кажется, будто давно меня ждёт
Край где ни разу я не был...





Мысль о поездке "на восток" начала обретать явные формы год-полтора назад, после осмысления [северных похождений].

Собираясь в столь далёкое путешествие, мы долго составляли список необходимых вещей.
Много читали про энцефалит, взяли с собой автохолодильник и держали в нем ампулы иммуноглобулина со шприцами на всякий случай.
Купили небольшую газовую плитку, удобный набор посуды из нержавейки. Хотели купить палатку, но отказались от идеи спать на свежем воздухе. Следовало взять больше средств от комаров, включая те, что для помещений, термос для кофе, про который мы забыли. И нужно было позаботиться заранее о прививках от энцефалита, чтобы было спокойнее.
Начало путешествия было намечено на 2 июля 2007 года.








30го июня прилетела я, а на следующий день встретили в аэропорту сына Сережу. Я пребывала в полной уверенности, что мы отправляемся не одни, но компании не нашлось. Уж не знаю, действительно ли не сложилось, или в последний момент забоялись и одумались. Как бы то ни было, решили упаковаться 1 числа, лечь пораньше, и в путь часиков в 6 утра. Само собой, так не получилось. До четырех утра носились до машины и обратно, тихо поругиваясь, чтобы не разбудить соседей, о том, что есть лишнее барахло. На скамеечке у подъезда по ошибке сидели молодые люди, невесть как оказавшись тут в столь ранний час. С нескрываемым восхищением наблюдали они за нашими стремительными перемещениями. Четыре тридцать. Упали спать.

День первый, 2 июля.
Проснулись около половины девятого, вскочили и двинулись навстречу приключениям на свою голову. Одометр сказал, что до этого торжественного момента машина панда 4Х4 пробежала 11180 километров. Заправились на BP, прихватили с собой 10 литров бензина с собой в канистре, и поехали. Погоды стояли, надо отметить, душевные. Солнышко светило, народу мало, даже полмкада проскочили и не заметили.



Повосторгались Петушками, поизумлялись владимирским собором, словом как обычно, москвичей выпустили из зоопарка и они начали активно всему радоваться.



Забавная местная фишка: начиная от Владимира вместо моргающего желтого на нерегулируемых перекрестках горит просто желтый. Держит в тонусе, надо отметить: инстинктивно давишь тапкой тормоз.



Нижний Новгород показался типичным индустриальным городом, кругом сплошные ГАЗы, всякая там автоэкзотика типа панелевоза, но с манипулятором-«рукой».



Въехали в Чувашию. Встретила маленькая республика разнокалиберными слепнями, полями и горками с уклоном в 5-12%. Дороги ямистые, но вполне сносные. Остановились в мотеле близ реки Ср Аниш. Да. Пожалуй, можно было бы писать и слитно.



Местные названия вызывают целую гамму эмоций. К примеру, местечко под названием Москакасы. Мигом представляется диалог: - Вы москакасец? – Ну что вы, я москакасянин! А вот и жена моя, моска…?... – Ах, простите!
На ужин накормили великими и ужасными котлетами из натуральных коровьих жил. Правда, грех жаловаться, никто не траванулся.



В номере было штук шесть розеток и все они были при деле, пока мы спали: камеры, холодильник, четыре телефона, - пожалуй даже и еще бы парочка не помешала. Порадовали также кочевые уборные, точнее, их конструкция. Везде, будь то уличное отхожее место, или стандартный гостиничный фарфоровый красавец, братья чуваши приваривали из подручных кусков металла нехилые эстакады. Честно говоря, порой дух захватывало от высоты, с которой легко можно было слететь. Фото, к сожалению, не прилагается.
Молоденькие чувашки очень миленькие, правда вырастают, судя по тем представительницам, которых я наблюдала, в страшных тёток. К приезжим относятся не то что с пренебрежением, но прохладно так. Может, правда, это объясняется какими-нибудь особыми национальными традициями. Разговаривают по-русски с незабываемым приятным слуху мелодичным акцентом. И тут же переходят на родной чувашский. Маленькая страна подарила на память совершенно фантастический закат.



(пробег за день 778, средний расход топлива 6.8, средняя скорость 67 км/ч, время в пути 11ч 30м)

День второй, 3 июля.
Проснулись свежими и бодрыми, позавтракали отличными творожниками с чаем, и в 9:30 в путь-дорогу. Саша произносит сакраментальную фразу «Когда же первый штраф?». О каком штрафе может идти речь, если встречные предупреждают фарами о засадах гайцев?



Едем себе, потешаемся над местными названиями и над тем, как в четыре раза сокращаются русские аналоги при переводе. Родные бомбят смсками с вопросами о том, где мы. Мама, не волнуйся, мы в Каракасы Шырасы, проехали Ачасары и Шырданы!
Количество кровососов все растет. Простая омывайка уже не спасает, купили специальный «Мухомой». Гигантских уродцев защемляет в креплениях багажника, наматывает на дворники и размазывает по фарам и стеклам.



Начался дождик, слушаем легкое love radio. В эфире новости. Рассказывают, прямо в тему, что Вику Бэкхем в Индонезии укусило насекомое. Бедняжка три дня не выходила из дому. Эх, сюда бы её, к нам. Всю хворь тут же как рукой сняло б.
Переехали реки Свиягу и Волгу.



Въехали в Казан. Р?хим Итегез!



Ландшафт загадочным образом переменился.
Вместо степей и полей леса с высоченными корабельными соснами и березами. Гаишники нарядные, в парадной синей форма. Сегодня их праздник, день образования ГАИ.
В наши планы входил осмотр основных достопримечательностей древнего города.



Величественный, белокаменный Кремль, конечно, вне конкуренции.



Но и просто здания на улицах впечатляют старые резные деревянные дома, каменные шедевры бок о бок с советским индустриальным серостроем.
Аккуратные красного кирпича мечети во дворах спальных кварталов, избушки, утопающие в зелени садов посреди современных застроек.



Въехали в город, купили карту, ищем на ней себя и Кремль. Льет дождь. Вдруг откуда ни возьмись, появляется мужик без зонта и с подозрительно приятным лицом доброжелателя, пытается что-то сказать. Через некоторое время мы созрели на контакт со странным аборигеном «Ну и долго ты собираешься на карту любоваться? Куда тебе надо-то?», спрашивает он меня. Ну ты подумай, наглость какая! Взял да и объяснил доходчиво куда и как ехать. И ведь не лень ему было под дождем стоять. И таких там много. Честно говоря, я слышала о том, что в Казани, конечно, очень красиво, но народ там настроен недоброжелательно. Я категорически не согласна. Милые улыбчивые лица, красивая молодежь, вежливые водители. Единственное, что резануло глаз, так это застройка центра. Все находится в одном месте:
Кремль, цирк, цум, парк отдыха, к которому, согласно карте, примыкает братское кладбище. На воде одиноко стоящий мемориал памяти всех павших в битве за Казань.



Видимо, имеется в виду ХVI век. В цуме купили сувениры. Вообще лица столичных жителей ничем не отличаются от москвичей. Хотя, этому удивляться не приходится: все мы немножко татары. Начался жуткий ливень, машины плавают, тщетно пытаются объехать запруженные улицы.



Дворники не справляются с дождем и мокрыми шлепками от встречных автоплавсредств. Много аварий, отсюда пробки. В конечном итоге покидаем Казань влюбленными в неё. Едем по Татарстану. Вдоль дороги попадаются памятники с полумесяцем. Дороги шикарные.



Вечером въехали в Башкортостан. Дорога ухудшилась, местами на ремонте, крутые повороты, крутые спуски и подъемы. Через какое-то время остановились на ночевку в мотеле.
(пробег за день 515 км, средн расход 7,8л/100 км, средн скорость 48 км/ч, время в пути 10:38)

День третий, 4 июля.
С номером не очень повезло, все вроде нормально, да только сразу понимаешь, что немытый дальнобойщик здесь частый гость. Хорошо, что мы с ног валились от усталости и было не до выпендрёжа. Вообще Саша смеётся над моими неискоренимыми косметическими ритуалами, всё ждет, когда я перестану пользоваться дезодорантом и остальными волшебными штуками.



В дюртюлинском районе почувствовалось дыхание природы. Первой нас встретила коровушка, бредущая точнёхонько вдоль по двойной сплошной. Следом повстречалась пеструшка, сопровождаемая хищным взглядом фразой: «Курица, вышедшая за ограду считается ничейной и подлежит съеданию!». Над дорогой парят орлы.



Уфа навеяла ассоциации с Волжским, или другими небольшими уездными городами. Родные уже звонят все на нервах и причитают, что «туда ездят только в командировку, а не в отпуск». Промышленный город, повсюду заводские трубы. Повсюду вдоль трассы а-ля советские лозунги и слоганы: «Башкирия, как мелодичен и сладок уху язык твой» (Бабич, кажется), «Проезжий, не засоряй нашу землю!». Местное радио мы везде слушали, особую мелодичность как-то не восприняла. Татарский в этом смысле слуху слаще. Саша с умным вслушивается в иностранную речь, минут через 10 услышал «телевизор» и «видео», сразу оживился, разулыбался. Понял, стало быть, про что передача была. Радость.
Башкортостан – веселая страна, дарящая много ребусов и головоломок на дорожных указателях. Например: ЫРЬ.МБУР, ?Ф?, СИЛ?БЕ, ну и ШУПАШКАР,- над последним чесала затылок дольше всего.



У столбика с магическим 1543 остановилась сфотографироваться.
Понимаю, что таких будет еще 5 по дороге туда и обратно, но ничего не могу с собой поделать. Глядя на фотку, даю обед впредь фотографироваться только в солнечных очках. Дело в том, что яркое солнце метаморфозит мимику моего лица, уподобляя его грецкому ореху или собаке породы шарпей.
Подъездаем к Уралу. Повсюду барыжат знаменитый башкирский мед. До меня вдруг доходит, что мы едем по Великому Шелковому Пути, я расправляю плечи and here come the images...
Горы встречают сказочными пейзажами: густой лес чередуется с обрывами или иссеченными диаметральными скалистыми слоями скалами.



Дорожное покрытие смолисто-черное, напоминающее шлифованный эбонит, с мягкими впадинами ям. Нарушают эту идиллию, как всегда, росписи глыб тупыми фразами типа «Вася с Абакана привет». Опасный участок с говорящим названием «Пучины». Водилы, похожие на Робинзона Крузо: заросшие бородачи в вязаных шапочках, словно они застряли во времени и не выбрались с расположенного неподалёку горнолыжного комплекса Аджигардак.
Остановились у Сима. Домики, рассыпанные по горному склону будто те камни, отколовшиеся от гор.



Сочная зелень трав, насыщенный тёмно-зеленый пушистых елей, коровы, задумчиво жующие на краю пропасти у дороги, сказочные избушки: жилища и кафе.
Тут меня застала в пути первая смс от Лёши Алексеева. Ребята уже в Иркутске, а мы за 280 км от Челябинска, в самом сердце Урала, где живёт хозяйка медной горы и покоятся несметные каменные сокровища. Теперь я не просто верю, а точно это знаю.

Здесь же мы очень вкусно и недорого пообедали в богатом доме с роскошными скамьями с высокими спинками, сосновыми столами, огромной резной деревянной люстрой. (350р на четверых: первое, второе, десерт и чай).



Граница Европы и Азии.


Фото, ленточка…



И снова в путь. Деревья, будто замерли в хороводе, березки, словно девушки, застывшие в низком поклоне, заливные луга, вдруг чистейшее горное озеро, обрамленное голубыми и зелеными горами.
Нагруженные грузовики еле идут в гору, постоянный обгон по серпантину.
Миасс, река и город. Реку совсем не видно, заросла. А город встречает фигурой лося из металлического прута, все рога увязаны пёстрыми ленточками.



Въехали в Челябинск усталые, до краёв наполненные впечатлениями от Урала. Город с первого взгляда не глянулся: дерганые водители, страшная архитектура, трубы заводов, грязь, огромные ямы, мёртвые полицейские высотой в полметра и шириной в два. Люди с измученными лицами, быкующая молодёжь, лозунги РНЕ на каждом заборе. Никто не даст перестроится, а если ты проявляешь настойчивость будут без устали сигналить и материть. Позже мы узнаем, что это такая местная фишка, и что водители такси привыкли смотреть больше назад, чтобы не въехали, чем вперёд.



Устроились в гостинице «Уралочка» в приличных номерах.
(За день проехали 644 км, расход 7.0л/100 км, средняя скорость 44 км/ч, время в пути 14 часов)

День четвертый, растительный. 5 июля.
Челябинск. Со временем полная неразбериха у меня в голове. Здесь +2 часа. Едим, спим, едем, останавливаемся смотреть города исключительно по ощущениям, поскольку по часам здесь не приноровиться. Практически ежедневно прибавляется час.



Утро редко бывает добрым, но сегодня оно вышло просто ставящим в тупик. Мы поселились в блоке из двух двухместных номеров. Двери не запирали, но и спать нараспашку не хотелось, поскольку один только арендованный спутниковый телефон стоит тысяч девяносто. Приперли изнутри дверь стулом, чтобы он своим грохотом, если что, пробудил нас к жизни. И он пробудил, ровно в 3:30 по Москве. В номер вломилась дежурная с мужиком, переминающимся с ноги на ногу и выглядывающим из-за её спины. Женщина бесконечно много и нудно извинялась за вторжение, спрашивала, не наша ли серая БМВ перегородила выезд отдыхающему, которому потребовалось съехать. Нет, не наша. А какая ваша? ФИАТ? Не серая? А какая? Красная? И т.д. и т.п. Весь допрос длился минут двадцать. Хотя, мы заплатили за присмотр за нашей милой пандой, так что им должно было быть это хорошо известно. Ушли наконец. Снова ставлю стул на место. Хохочу беззвучно, представляю какое, должно быть, мощное впечатление я произвела на мужика своим ниглеже и заспанным видом. С трудом, но засыпаю. В шесть снова грохот - теперь припёрлась горничная. После того, как она удалилась, я заметила только одно изменение – переместилось полотенце в ванной с пола на край ванны. Мусор же в ведре остался нетронутым. Стул на место, снова спать.



Утром Саша повёзл машину на ТО на фирменный сервис. Там согласились написать 15 тысяч пробега вместо 12 с хвостом имеющихся. В Тюмень делать крюк из-за этого не хотелось. Правда, в итоге потеряли день. Мы же веселились в нумерах: смотрели телек, решали судоку, Сержик выкинул многострадальную собачку в окно (за три недели до этого её назвали Мумой и топили в Дуврском проливе). В этот раз я снова её вызволяла, но до этого прослушала от Сергея сто мильёнов версий о том что с ней станется: усыновит ли её бродячая собачка? Если да, то будет ли новая мать монохромной, как она, или возможен рыжий вариант? Хорошо ли будет заботиться и вылизывать её? Ушиблась ли бедняга при падении и могло ли ей быть больно? Промокла ли она от дождя? Ежеминутные проверки, свесившись по самое не балуйся из окна: на месте ли собака? Короче говоря, когда приехал наш папа, уже сильно хотелось уехать. Сели на такси, проехали по каким-то дворам до сервиса, позагорали немного на лавочке, и поехали. На Челябинской карте города никак не обозначена трасса. Чудом или интуицией, но мы, как всегда обнаруживаем улицу Бажова, которая нас и выводит на Бродокалмакский тракт и трассу, теперь уже М51.
На трассе полно сорок и грачей.



Вдоль дороги сплошные болота. Где суша, а где топь не разберёшь. Трясёт так, что мы теперь уже не кровь с молоком, а отбивные с взбитыми сливками. Похоже, кое-кто пролюбил народные деньги на поддержание автомагистрали в рабочем состоянии. Моя тетрадь с записками сумасшедшей, согласившейся ехать на Байкал, исписана будто старческой рукой с жутким тремором.



Очень красивый сибирский закат в сибири, нависли тяжёлые тучи и легкие облачка, как взбитые сливки.



Тем временем проезжаем Курган. Болота с тяжелым неприятным запахом. Здесь мы увидели Чёрного Туриста. Как гласит предание, нужно обязательно поговорить с ним, иначе он станет преследовать тебя на протяжении всего путешествия. Уж не был ли он перевоплощением абсолютно обнажённого мужчины, который шёл вдоль трассы 300 км назад?


Кафе Мимино притянуло звучным названием, как магнит. Так и захотелось отведать грузинской кухни, сочного шашлычка. Даже вернулись к нему. Нас тут же атаковало облако слепней и оводов, ползающих по машине, кружащих и с разбега громко и настойчиво тукающих в окна и двери, будто чувствующих свою добычу, свежую вкусную кровь. В общем, не решились мы открыть двери и поехали не солоно хлебавши.



Это я нашла себе рыжего друга.

День пятый, 6 июля.
Следуем нон-стопом далее по курсу. Ночью доехали мимо Петухово до казахской границы. Думали проскочить через Петропавловск, но таможенник на нашей стороне отговорил. Говорит, столько времени можно потерять у казахов, что проще объехать по нашей территории. Развернулись, едем обратно к Петухово и в объезд, через Ишим, город и радиоприемник. По дороге полно сов. Многие просто бросаются на лобовое стекло и под колёса, приходится резко тормозить. Дорога сначала была просто шикарная: машин нет, покрытие гладкое. Летим 120 без напряга. И тут вдруг вспученный асфальт. Как будто он набух манной кашей и лопнул, выплюнув асфальтовые куски наружу. На них-то мы и налетели. Боковой разрыв резины, ставим докатку. Пока Саша менял колесо, я двумя кепками пыталась отогнать насекомых. Наглые комары игнорируют гартекс и садятся по пять штук на один квадратный см. Пока доставали запаску, инструменты, перетряхивая хранящееся там имущество, а потом складывали всё на место, комары заполнили всю машину. Дети в шоке устроили кровавую бойню, тщетно стараясь передавить их подушкой и одеялком. Случилось это в районе Бердюжья. Дальше едем пришибленные, дорога плохая, мы нервные, запаски-то больше нет. Пытаемся выдуть комаров, включая печку и открывая окна. Отдышались на заброшенной заправке. Где-то в три тридцать по местному времени по полю побежала семья кабанов. Вовремя заметили, притормозили. Такие симпатяги, 8-10 больших и средних, а последним старался бежал совсем малыш.
Тащимся 70-80 км/ч, быстрее нельзя. Потратили много времени на поиски шиномонтажа. То то нечто сонное внутри будки заявляет, что оно не работает, хоть и написано круглосуточно, то нет вулканизатора, то берутся делать, а заклеенное место все равно пропускает воздух. Решаем ехать в Омск и купить там Хакку Нокиа, чтобы уж не нервничать. Так и поступили.



Нашли этот магазин, перебортовали резину, взяли еще одну про запас. Нам вручили талоны на расширенную гарантию на колёса. Если бы в Москве не зажали такой талон, нам бы в Омске поменяли колесо абсолютно бесплатно. Заодно подрегулировали сход-развал в сервисе.



Омск понравился. Широкий Иртыш.



Довольно пафосный в центре, а люди в нём интеллигентные и очень приятные. Пешеходов пропускают, даже если те не ставят ногу на проезжую часть.



Выехали из Омска и заночевали в мотеле, километров в 335 от него. Последние километры продержались не Red Bull & Burn. Помогает не слишком хорошо, но хоть как-то. Я пристроилась к веселой фуре, украшенной огоньками а-ля X-mas. Дорога гладкая, на пятерку с минусом. Бегают лисички.
В мотеле решили поужинать. Там сидели пара человек, смотрели НТВ по телеку. По Москве 0:30, разгар показа блокбастеров, а тут 3:30 ночи. Страна живет по разному времени, а ТВ смотрит одно. В номере долго искали розетку, нашли в итоге между окон, почти под потолком. Окна пластиковые, сквозь москитную сетку грустно глядят комары.
(За два дня проехали 1155 км по трассе + N-ное количество плутали в Омске)

День шестой, 7 июля.
Проснулись в 9 по Москве, неспешно позавтракали, наслаждаясь чудесным летним днем. А в это время дальнобойщики вовсю обедали: по местному времени полдень. Выходим из прохладной гостиницы, попадаем в предбанник. Боже, что там такое! Какая-то ползающая и летающая масса. Слепни налетели и заблудились в тесном пространстве. Скорей выбежали на улицу. А там стоит наша машина, облепленная этими вампирами, они кружат и хотят туда, где воздух раскалился градусов до 50. Как только открыли двери, они ветром ворвались внутрь. Так же быстро, как они, там очутилась и я. Мы с Сашей друг друга не поняли, я думала, надо быстро сесть и уехать, а он хотел проветрить, чтоб злые мухи потеряли к нашему транспортному средству всякий интерес. В итоге получилась картина маслом: все стоят вокруг машины, сшибая гадов чем попало, я сижу в машине и паникую, роняя документы, косметику и все содержимое сумочки. Ору, что все идиоты и пусть уберут этих поскорей, и поехали же наконец! Слепни тоже паниковали при виде ужасной истерички, которая метит в них то ручкой, то помадой, и не могут найти выход из замкнутого пространства.



Жаль, Хичкок далеко, я б продала ему сюжет незадорого. Как только тронулись, все слепни с удовольствием покинули помещение. Лишь один низко гудел километров 400 где-то за приборкой, пока не выпутался.
Стекло все залеплено битыми инсектами. Выйти подлить омывайки почти нереально, поскольку тебя тут же начинают заживо съедать недобитые. Вдоль дороги много сбитых сов. Дорога ухудшилась до тройки.



Некий нефтяной заводик, коптящий небо, и нефтехранилище.



В Новосибирске сразу помыли и пропылесосили машинку.





Здесь слепней меньше, зато мошка окружает плотным облаком, набивается во все физиологические отверстия и вообще мешает жить. Добрые спокойные местные жители грациозно обмахиваются кто веточкой, кот платочком от навязчивой мошкары. Город демократичный, приятные улицы, местами сильно напоминающие Москву.



Вот проехали один в один филевский т-образный перекрёсток и будто бы дорога до горбушки. Вот дом, как на Тульской. Большой и приветливый город на Оби. Красивые церкви: нарядные яркие и нежные белые с матовым серебром куполов.


Саша радуется, как ребенок: скайлинк заработал! И даже смс отправляются (но не доходят, как выяснилось позже). Билайн и Мегафон работали почти везде. МТС забыли домаЖ, поэтому сказать ничего про него не могу.



Ехали ночь, через Кемерово и Мариинск. Дорога далась нелегко, страшно было налететь на ямы, которых было достаточно.



Встречные слепят, едешь наполовину вслепую.



Когда добавился туман и крутые повороты, стало еще веселей.







Однако, именно там мы увидели и запечатлели самые фантастически красивые пейзажи.



Кемерово порадовал хорошей дорогой, чистотой.



Правда кое-где на объездных попадались фатальные ямы.



До Мариинска добрались на автопилоте, поскольку указатели далеко не везде, где им следовало бы быть.



Доехали, смотрим, а до Красноярска-то всего 370 км.



Решили ехать дальше. Правда, я уже сломалась и на какое-то время выключилась.
(Пробег за день 809 км, Бензин 7,4 л/100 км, средняя скорость 71 км/ч, время в пути 11ч 20м)



День седьмой, 8 июля.



В 4:30 по Москве едем вдоль Енисея, город Красноярск. Крутой берег, живописные места.



Наверху вплотную к отвесной стене заборы огородов. Периодически куски заборов осыпаются и зависают на обрыве, зацепившись за палки и камни. В городе полно всяких коварных ловушек: ямы и недостаточно указателей. Искали дорогу, используя навыки следопытов.



Канск. Едем по объездной дороге. Тут начинается самая увлекательная часть нашего пути. Называется она а ну-ка попробуй проехать. Сначала мы думали, что это какая-то ошибка или чья-то злая шутка. Стали приставать к автомобилистам. Один из них, с зеленоватым лицом и нервным тиком, спросил, в Красноярск ли ведет эта дорога. Нам же он сказал, что эту радость мы будем иметь километров сто. Сначала, когда грунтовка с кошмарными ямами и колдобинами сменилась идеальным асфальтом, мы решили, что он сказал про сто километров для прикола, но когда асфальт прервался резким падением на выбоины, мы переглянулись. Сначала дорога похожа на жизнь, или на зебру – полоса белая, полоса черная. Потом она стала похожа на очень и очень плохую жизнь самого последнего неудачника. Задумались, а ездят ли бензовозы по таким дорогам? Опасения оказались напрасны: заправки есть, правда бензин в них так себе и попадаются редко. Вдруг дорога кончилась.



Дальше идет строительство хорошей трассы, сворачивайте на Тайшет. Мы почему-то оказались на уже готовом куске трассы, где хохоча о том, как мы здорово сейчас всех обгоним, мы с ветерком прокатились минут пятнадцать, а потом километром 60 плутали по самому отвратительному из ужаснейших бездорожий. Так-то ребята, надо слушаться знаков.



От Тайшета противная трасса не прекратилась, в ночи мы тащимся по горам, кидая камни себе же на брюхо, стуча защитой по колдобинам и пристально вглядываясь в пыль, поднятую впередиидущей машиной и подсвеченную фарами. Опять же туман, серпантин.



Пригодилась portable газовая плитка: сообразили кофейку у дороги, чтобы немного взбодриться.



Проснулись, кофе ли помог, или кровососы, мигом слетевшиеся на огонёк, не уверена. В Нижнем Удинске дорога перешла в состояние перманентного отстоя. Мы окончательно очумели и подурнели. Зашли перевести душ в кафе «У друзей» в Булюшке. Там действительно очень приятно, стены увешаны разномастными купюрами с приветами и пожеланиями со всех концов света.



Тётушки, работающие там не моргнув глазом по первому требованию протягивают скотч и маркер, словно мы попросили салфетку. Как будто это абсолютно стандартная процедура во всех забегаловках.



Там же нам сказали, что эта жуть кончится через километр. Так оно и случилось. А больше бы мы и не выдержали. Тащились километров 30 в час в условиях такой тряски, что нас теперь смело можно запихивать в ракету и отправлять в космос.

День восьмой, 9 июля.
К Иркутску подъезжаем очень долго. По всем расчетам он уже вот-вот должен показаться, а мы едем три часа, а кругом поля да мотели. На рассвете зелень стала изумрудной, на воде красивым нежным покрывало белеет дымка.



Отвесные каменистые склоны напоминают рокарий обилием трав и цветов.
Чем ближе к городу, тем больше машин. Все праворульные, все Шумахеры. Один нас чуть было не зацепил, пришлось резко выруливать в ограждение эстакады. Все на нас смотрят, как на экзотику.



Когда мы добрались до гостиницы «Арена» у цирка в четыре по Москве и 9 по Иркутскому времени, сил уже не было.



Добрались-таки.



Мы упали спать и проснулись только вечером.





Пошли погулять по городу, встретились с Лешей, Катей,



Димой и Алёной.



Ребята уже облазили все байкальские окрестности, такие походники. Проконсультировались с ними относительно достопримечательностей, посидели в кафешке,



погуляли, нашли текст интернационала, который мы пели в школе,



а мои дети удивляются, что это вдруг за стишок такой на стене,
и снова спать.

Продолжение следует.

============







День девятый, 10 июля.



Утром выехали из гостиницы, позвонили по нескольким частным объявлениям из газеты. В итоге нашли телефон агентства и через полчаса уже зашли в наше новое жилище. В твоем распоряжении кухня с посудой, санузел, никто не шарахается, - в квартире явно есть свои плюсы.

Сразу же поехали «ободнём», как здесь говорят, на Байкал, в Листвянку.



Шикарная дорога с красивыми видами, крутыми подъемами и спусками.



В Листвянке значительно прохладнее, чем в Иркутске, и ветрено.



Вода в Байкале васильково-синяя, очень холодная.



Сама Листвянка тянется вдоль берега.



Людей мало, в основном сидят релаксируют за столиками под навесом. Кедры действительно вонзаются в небо.









Горы, пляж из гладкой круглой гальки, «поцелованной» водами священного Байкала.



Никак не могли оттуда уехать.



Озеро не отпускает, манит своей переливающейся магнетической красотой. Хочется сфотографировать каждую деталь, все кажется совершенным и неповторимым.



Даже малые дети прониклись и влюбились в него.



День десятый, 11 июля.
На этот раз отправились в Слюдянку.



Дорога – серпантин,



вокруг живописные обрывы,



поросшие густым лесом горные склоны,



затерянные в пышной зелени дома и тоннель старой железной дороги, который сразу и не заметишь.

По дороге купили горячего еще копченого омуля, того самого, который водится только здесь. Прихватили шишек, орешков и клубники.



Слюдянка не то чтобы не понравилась, но на машине к Байкалу не подъехать, поскольку параллельно дороге вдоль озера идут пути. Тем не менее, полюбовались красотами окрестностей и видами Байкала.



День одиннадцатый, 12 июля.
Хотели снова в Листвянку, но не сложилось: шел сильнейший ливень. Вместо этого решили прокатиться по ‘городу одностороннего движения’.



Сходили в кино на ‘Трансформеров’, прогулялись по магазинам. Цены или московские, или выше. Vista, к примеру, стоит 11.500, билет в кино 130.



Местные жители красивые, модные. Отправила посылку сама себе в Москву, чтобы не тащить ненужное барахло в обратную дорогу.
Каждый день паучок плел себе новый сачок на нашей машине.



День двенадцатый, 13 июля.
Пятница тринадцатое



Из подлянок в этот день был только сильный дождь, упавшая мне на пальцы ног отвалившаяся кухонная дверца и то, что мы забыли купить еще омуля домой. Все же остальное было просто чудесно.



Поехали снова в Листвянку. Байкал закутался в туманную белую шубку и был в ней прекрасен.



Мы зашли пообедать в кафе «Прошлый Век».







Купили яркую нерпочку из чароита, духа Байкала Бурхана, похожего на байкальскую льдинку и черного каменного медведя. Зашли в нерпенарий. Там очаровашки Вини-Пух и Лора забавляли нас смешными трюками, смотрели своими инопланетными огромными круглыми черными глазами, брызгались, хрюкали и без конца целовались.

День тринадцатый, 14 июля.
Выехали рано утром, в семь по местному времени, то есть в два по Москве. Сразу перебежала дорогу черная кошка, видимо поэтому поплутали, прежде чем нашли дорогу.



Иркутск порадовал абсолютным отсутствием комаров и прочих вампиров, потрясающей водой, не жёсткой и не слишком мягкой, такой освежающей, что через день после приезда мы выглядели бодрыми и отдохнувшими, чистым воздухом, изумрудной зеленью.



Наш путь идет через Усольцево, Зиму. Пожалуй, здесь красивее, чем в окрестностях Иркутска, не считая Байкала.



Начиная с Куйтуна пошли перебои с дорогой. Пока еще терпимые.



Самый кошмар начинается с Тулуна.



Снова пообедали в Булюшке.
Если бы мы не ехали здесь раньше, решили бы, что сбились с пути, ведь этот жуткий набор ям и колдобин



никак не может называться трассой E30, идущей из Европы до Владивостока.



На этот раз мы пролетели этот участок быстрее, в светлое время суток значительно легче.



Встретили супер-крутой грузовик:



Гаишников эксплуатируем на все 100%. В условиях недостаточности указателей, они направляют нас, за что им огромное человеческое спасибо.
Проехали Красноярск ночью, у меня уже второй раз тщательно проверили все документы. Возможно, это как-то связано с тем, что тут недалеко сбежал опасный преступник.
(общий пробег на одометре 19000, за trip 1532)

День четырнадцатый, 15 июля.
Продолжаем ехать без ночевки. В четыре по московскому времени проезжаем Мариинск. Кругом густые леса корабельных сосен, и даже берез и елей.
Кемерово, стерильно чистый, как игрушка.



Высокие прямые стволы, елки похожие на пики, берёзы с незначительной кроной на макушке и ровными могучими стволами.
В Новосибирске заботливые напоминания от ГИБДД: “Водитель, при выезде из города включи фары”. Милый Новосиб! Интеллигентные жители, все такое близкое и родное. Кроме, пожалуй, мошек.
Захотелось уже скорей домой.
После этого города М53 превращается в М51.



Дорога огорчает колейностью и количеством ям. Бензин заливали самый разный, двигатель застучал клапанами, не перенёс пойло Юкоса. Теперь сбит холостой ход, попробуем что-то сделать на техстанции в Челябинске. Заправки кончились, удачно пригодился московский бензин, и даже с ним еле дотянули до ближайшей.
У дороги купили копченых сазанов.



Закатное солнце бъет в глаза, глаза отказываются смотреть, им приятнее закрываться, в идеале часов на десять. Остановились в дешёвом мотеле безо всяких удобств и хрюшками за окном.

День пятнадцатый, 16 июля.
Проезжаем мимо поселений с симпатичными названиями вроде Неудачино и Чертокулич. Вокруг снова поля.



От Омска по ошибке поехали не по той дороге. Ориентировались на указатели в Челябинск, оказалось, что эта дорога ведет в него через Казахстан. Уперлись в казахскую границу, пришлось разворачиваться и ехать через Называевск, так как пограничники были заняты автобусами с туристами, всерьёз и надолго. Дорога от развязки Исилькуль - Называевск сначала приличная, потом портится до проходимой только при 10-20км/час.



Такой цветочек украшает дорогу.

В Челябинск приехали только в 23 часа по местному времени.

День шестнадцатый, 17 июля.
Снова день лентяя в Селябе. По доброй традиции с утра пораньше упорно скреблись в дверь и просили переставить машину.



Саша повез панду в сервис, а мы остались овощить в гостинице. Наделали роботов-трансформеров и атрибуты человека-паука из пластиковых бутылок.



За вчерашний и сегодняшний день я не испытала никаких отрицательных эмоций в отношении Челябинска. Все абсолютно в радость. Вожу как и эти лихачи, мы друг друга понимаем без клаксона.
В сервисе поменяли масло (с прошлого ТО в Челябинске проехали 8 тысяч). Просили посмотреть что с холостым ходом, ребята долго колдовали с компьютером, но так ничего и не смогли сделать. Не помог даже “звонок другу” в Инком, хорошим специалистам из московского официального сервиса. Сами позже сменили воздушный фильтр, плотно забитый пылью и мошкой. Под вечер только поехали домой. Увидели впервые на указателе ‘Москва’ и заверещали от счастья. До Уфы около 370 км. По таблице расстояний Челябинск – Москва 1704км. На одометре 21192. Наконец можно свернуть гигантскую карту Челябинска. Теперь только атлас.



Через 85 км от Челябинска начались Уральские горы. Гаишники за каждым кустом, но очень скоро их смыло. Началась дорога-«мечта»: ночь, ливень, горы, серпантин, ямы, туман. Честно говоря, страшно было. Ехала и думала: только бы дождь стал хоть чуточку поменьше! И он через некоторое время, на наше счастье, почти прекратился. Ночные Уралы это совсем другая сказка: кафе и заправки приветливо подсвечены разноцветными огнями, повсюду лавки с сувенирами в дымчатых облачках света, от всего этого веет таким домашним теплом и уютом. Переехали речку Юрюзань. Пушистая рыжая лисичка тащила свой ужин через дорогу. Предупредили её сигналом и успели затормозить, поскольку свет фар животных не останавливает.

День семнадцатый, 18 июля.



Продолжение пути.
Кто бы мог подумать, что моя история нарушений ПДД начнется в Башкирии? Схлопотала минималку, ехала 103 вместо 90. Это еще хорошо, что притормозила. Эх… А гаишник молодец, уважаю. Взятку брать отказался, пожелал удачно добраться. Очень мило пообщались. И не прячутся в кусты, как у нас, а стоят себе открыто, в ярких жилетах посреди поля и меряют. На мою беду, случилось это в 3:30 по московскому времени, так что я уже практически спала за рулём, вот и не среагировала. Зато сон как рукой сняло.



Заправились тут же, АЗС,



а прямо за ней качают нефть.



Так интересно: стоят в линеечку эти журавлики, и никакой охраны.



Проехали Набережные Челны. Где-то здесь завод Камаз, моя мама проектировала несколько корпусов. Сама здесь никогда не бывала, поскольку меня растила, не до этого было, а я вот отметилась.



В районе Нижне Камской ГЭС берут 30 р за проезд по платной дороге. По ироническому стечению обстоятельств сразу после этого дорога резко портится и пару км трясет, как на объездной.



Проезжая Чебоксары говорим о том, что ужасно хочется наконец приехать. Если бы нам сейчас предложили поехать не то что в Иркутск, а хоть в Омск или Челябинск, мы бы уже не захотели, даже через недельку.



Все-таки такая дальняя дорога утомляет. Здесь участок строящейся дороги, простояли очень долго в пробке.
В Нижнем снова пробки: аварии, светофоры. Фурии ездят как попало, лихо перестраиваются, устраивают парное катание. Мы едем очень аккуратно, осталось километров 350 и надо добраться без приключений. За эти сутки пробежали 1444, 18ч 04м. Одометр 22596.
В Гороховце есть много красивых домиков с резными ставнями, но меня очаровал этот



в нём наверняка живут привидения.

К Владимиру меня уже совсем разморило. Балашиха взбодрила борзостью московских рулевых. Челябинск нервно курит в углу по сравнению с этими идиотами, стоящими в пробке и моргающим всем, кто не даёт им ехать со скоростью 1км/ч по левому ряду. Три придурка выехали на перекресток, хотели проскочить на ярко-оранжевый, все из-за них теперь стоят. Я само спокойствие, еще немного и мы дома. Сейчас 22.00. Сегодняшний пробег 1799км, время в пути 25ч 14м, средняя скорость 71 км/ч, расход 7,5. Одометр 22952.



Подъехали к своему дому около 23:00. Надо подводить какие-то итоги? Мы как всегда рисковали, конечно нужно было ехать не одним. Не знаю, сколько ещё терпения у нашего ангела-хранителя. Было здорово и впечатлений на всю жизнь.



Конечно, такие рисковые путешествия не для всех. Спасибо всем, кто следил за нашими приключениями, кто помогал нам и был на связи, нашим родителям за их терпение, защите картера (с), местным жителям за помощь, и милой FIAT Panda за то, что стоически все это вынесла без повреждений и истерик и тебе, дорогой читатель, что прочёл до конца.